Все
мы ходим в магазины, и далеко не всегда это приносит только положительные
эмоции. Товары с истекшим сроком годности на полках, несоответствие цены в зале
и на кассе, лишние товары в чеке, запрет зайти с коляской – и это далеко не
полный список нарушений, с которыми мы сталкиваемся каждый день. На что же
покупатель в реальности имеет право?
1.
ВЕРНУТЬ ПИЩЕВЫЕ ПРОДУКТЫ, ЕСЛИ СРОК ИХ ГОДНОСТИ ИСТЕК ДО ПОКУПКИ.
По
общему правилу пищевые продукты возврату и обмену не подлежат даже в том
случае, если покупатель передумал сразу же после оплаты. Однако потребители
имеют право вернуть товары этой категории в том случае, если они ненадлежащего
качества: не соответствуют санитарным требованиям, просрочены, каким-либо иным
способом испорчены в магазине.
ДЛЯ
ВОЗВРАТА ТОВАРА ВАМ НЕОБХОДИМО:
Как
можно быстрее (лучше всего в день покупки) обратиться к продавцу того магазина,
в котором вы делали покупку. При себе должен быть просроченный товар, оригинал
или копия кассового чека (если он сохранился), паспорт или другой документ,
подтверждающий личность (водительские права, заграничный паспорт, военный билет
и т. д.) и банковская карта (если вы оплачивали товар картой).
Когда
придете в магазин, вызовите администратора, изложите ему суть вопроса. Покажите
просроченный товар и потребуйте возврата денег.
До
момента возврата денег ни в коем случае не отдавайте администратору ни сам
товар, ни оригинал кассового чека! Лучше предъявите копию чека, сказав при
этом, что оригинал у вас с собой и вы отдадите его после того, как вам вернут
деньги.
Если вы платили наличными, но кассовый чек не сохранился, сообщите администратору дату и приблизительное время покупки, укажите кассу, где оплачивался товар. Если вы обратились в магазин в день покупки просроченного товара, потребуйте восстановить кассовый чек или проверить проведенные операции. Кроме того, в большинстве магазинов, особенно возле касс, установлены видеокамеры. Поэтому вы вправе потребовать просмотра записи, чтобы подтвердить, что вы купили просроченный товар.
Если
продавец вернул деньги, вы должны заполнить заявление об их возврате (как
правило, в магазине есть готовые формы) и расписаться за их получение либо
ждать их поступления на банковскую карту. Никаких комиссий, пени и т. д.
взимать с вас продавец не имеет права.
Если
продавец отказывается возвращать деньги, направьте ему претензию.
В претензии коротко изложите суть проблемы, напишите, что администратор отказывается вернуть деньги и вы не согласны с этим. Потребуйте удовлетворения ваших требований в течение семи дней. Обязательно укажите свои Ф. И. О., адрес (можно электронный) и номер телефона. Напишите также, что в случае отказа вы обратитесь в Роспотребнадзор и в суд.. Один экземпляр претензии отправьте по почте заказным письмом с уведомлением о вручении и описью вложения на юридический адрес продавца (должен быть указан на вывеске магазина или на «Уголке потребителя»). Квитанцию об отправке письма нужно сохранить.
Если
продавец по-прежнему не возвращает деньги или попросту игнорирует ваши
требования, обращайтесь в Роспотребнадзор.
В жалобе изложите суть проблемы, опишите все этапы общения с продавцом, а также сообщите о его отказе возвратить деньги. К жалобе приложите копии всех имеющихся документов (кассового чека, фото записи в Книге отзывов и предложений, копию претензии и почтовой квитанции).
Жалобу в Роспотребнадзор можно подать лично через канцелярию или направить в электронном виде через специальную форму, размещенную на сайте управления вашего города, и загрузить там же приложения.
Имейте в виду, что для направления электронной жалобы вы должны быть зарегистрированы на портале госуслуг.
Как правило, до обращения в суд подобные ситуации не доходят и разрешаются на стадии обращения к продавцу, максимум – в Роспотребнадзор.
2.
ПОТРЕБОВАТЬ ПОКАЗАТЬ ДОКУМЕНТЫ, ПОДТВЕРЖДАЮЩИЕ БЕЗОПАСНОСТЬ И КАЧЕСТВО
ПРОДУКТОВ.
В России продавать товары можно только при наличии информации об обязательном подтверждении соответствия (в том случае, если для категории товаров установлены обязательные требования, обеспечивающие их безопасность для здоровья, жизни потребителя, окружающей среды).
Покупатель может потребовать у продавца предъявить товарно-сопроводительную документацию на товар, в которой в числе прочего подтверждается соответствие. Обратите внимание, законодательные нормы не обязывают продавцов иметь сами сертификаты и декларации, но данные о них можно самостоятельно проверить по единым реестрам в интернете.
3.
СЪЕСТЬ ИЛИ ВЫПИТЬ ЧТО-ТО ДО ОПЛАТЫ НА КАССЕ.
Но естественно, при том условии, что вы намерены заплатить за этот товар! Правда, тут есть некоторые нюансы, о которых необходимо знать. Строго говоря, товар считается вашей собственностью после его передачи вам продавцом, то есть после оплаты. На практике охрана магазина не реагирует на подобные «вольности», если покупатель сохраняет упаковку товара и предъявляет ее на кассе. А вот если этого не сделать и «забыть» упаковку в торговом зале, то, получается, вы уже нарушаете закон! За это предусмотрена ответственность по ст. 7.27 КоАП РФ – мелкое хищение, и вплоть до ст. 158 УК РФ – кража.
4.
ПОЖАЛОВАТЬСЯ НА НАРУШЕНИЕ ВАШИХ ПРАВ.
Если вы заметили нарушение в супермаркете, можете пожаловаться, позвонив на горячую линию по телефону или онлайн. Специфика этой новой системы в том, что в крупных торговых сетях сформированы подразделения по работе с обращениями от покупателей, они не имеют связи с конкретным магазином сети, и их задача – не «покрывать» коллег, а разобраться в проблеме, чтобы сохранить лояльность покупателя.
Если таким образом разобраться не получилось, вы всегда можете написать претензию в адрес магазина. Подготовьте ее в двух экземплярах (один останется у вас, на нем должны поставить подпись и печать).
5.
ЗАПЛАТИТЬ ЗА ТОВАР СТОЛЬКО, СКОЛЬКО УКАЗАНО НА ЦЕННИКЕ В ТОРГОВОМ ЗАЛЕ.
Одна из самых распространенных конфликтных ситуаций в супермаркетах и магазинах – разница в цене на этикетке и в чеке. Чаще всего сотрудники магазина находят «оправдание» для такой ситуации: акция была, но только что закончилась; не успели обновить ценники; ошиблись при печати стоимости и так далее. Покупателя при этом склоняют, конечно, заплатить столько, сколько «насчитал» кассовый аппарат. Но в ст. 10 закона «О защите прав потребителей» указывается, что продавец обязан предоставить покупателю достоверную информацию о товаре, а цена в рублях – важная ее часть. Поэтому вы имеете право требовать, чтобы вам продали товар по той цене, которая указана в ценнике. А если уже успели заплатить и потом заметили несоответствие – чтобы вернули разницу.
Как
действовать в том случае, если права потребителя нарушаются:
На основании статьи 18 Федерального закона РФ «О защите прав потребителей» потребитель вправе возвратить продавцу продовольственный товар, если его срок годности истек до даты покупки.
ДЛЯ
ВОЗВРАТА ТОВАРА ВАМ НЕОБХОДИМО:
Как
можно быстрее (лучше всего в день покупки) обратиться к продавцу того магазина,
в котором вы делали покупку. При себе должен быть просроченный товар, оригинал
или копия кассового чека (если он сохранился), паспорт или другой документ,
подтверждающий личность (водительские права, заграничный паспорт, военный билет
и т. д.) и банковская карта (если вы оплачивали товар картой).
Когда
придете в магазин, вызовите администратора, изложите ему суть вопроса. Покажите
просроченный товар и потребуйте возврата денег.
До момента возврата денег ни в коем случае не отдавайте администратору ни сам товар, ни оригинал кассового чека! Лучше предъявите копию чека, сказав при этом, что оригинал у вас с собой и вы отдадите его после того, как вам вернут деньги.
Если вы платили наличными, но кассовый чек не сохранился, сообщите администратору дату и приблизительное время покупки, укажите кассу, где оплачивался товар. Если вы обратились в магазин в день покупки просроченного товара, потребуйте восстановить кассовый чек или проверить проведенные операции. Кроме того, в большинстве магазинов, особенно возле касс, установлены видеокамеры. Поэтому вы вправе потребовать просмотра записи, чтобы подтвердить, что вы купили просроченный товар.
Если
продавец вернул деньги, вы должны заполнить заявление об их возврате (как
правило, в магазине есть готовые формы) и расписаться за их получение либо
ждать их поступления на банковскую карту. Никаких комиссий, пени и т. д.
взимать с вас продавец не имеет права.
Если
продавец отказывается возвращать деньги, направьте ему претензию.
В претензии коротко изложите суть проблемы, напишите, что администратор отказывается вернуть деньги и вы не согласны с этим. Потребуйте удовлетворения ваших требований в течение семи дней. Обязательно укажите свои Ф. И. О., адрес (можно электронный) и номер телефона. Напишите также, что в случае отказа вы обратитесь в Роспотребнадзор и в суд.. Один экземпляр претензии отправьте по почте заказным письмом с уведомлением о вручении и описью вложения на юридический адрес продавца (должен быть указан на вывеске магазина или на «Уголке потребителя»). Квитанцию об отправке письма нужно сохранить.
Если
продавец по-прежнему не возвращает деньги или попросту игнорирует ваши
требования, обращайтесь в Роспотребнадзор.
В жалобе изложите суть проблемы, опишите все этапы общения с продавцом, а также сообщите о его отказе возвратить деньги. К жалобе приложите копии всех имеющихся документов (кассового чека, фото записи в Книге отзывов и предложений, копию претензии и почтовой квитанции).
Жалобу в Роспотребнадзор можно подать лично через канцелярию или направить в электронном виде через специальную форму, размещенную на сайте управления вашего города, и загрузить там же приложения.
Имейте в виду, что для направления электронной жалобы вы должны быть зарегистрированы на портале госуслуг.
Как
правило, до обращения в суд подобные ситуации не доходят и разрешаются на
стадии обращения к продавцу, максимум – в Роспотребнадзор.
6.
ВЕРНУТЬ ДЕНЬГИ ЗА ТОВАР, КОТОРЫЙ НЕ ПОКУПАЛИ.
Это часто происходит в супермаркетах и сетевых магазинах. Когда покупок много, а итоговая сумма большая, мало кто проверяет список пробитых товаров. А в чеки нередко закрадываются ошибки. Например, там может появиться лишний товар или количество однотипных товаров становится больше.
Подобные «ошибки» – это обман покупателя. И продавцу за это грозит штраф, а потребитель имеет право вернуть деньги, потраченные на неполученный товар. Сначала желательно попытаться урегулировать проблему мирным путем (обратиться в магазин, показать чек, попросить сверить список товаров с данными камер, привести показания свидетелей), а если не получится – писать жалобу администрации или обращаться в Роспотребнадзор.
Если вы столкнулись с такой ситуацией, узнайте больше о порядке действий из нашего материала.
7.
ЗАЙТИ В МАГАЗИН С КОЛЯСКОЙ.
Часто такой запрет объясняется тем, что крупный предмет может смахнуть с полки товар. Но такие ограничения противоречат законодательству! Например, в Москве действует закон «Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур города Москвы» (во многих других городах есть аналогичные законы).
По
закону люди с детскими колясками приравниваются к маломобильным гражданам.
Также в законе говорится, что нельзя препятствовать посещению такими людьми магазинов и иных общественных мест. Если администрация магазина ссылается на узкие проходы между стеллажами и поэтому не пускает вас в магазин, это говорит только о том, что она нарушает закон! Ширина проходов должна быть не менее 80 см, а этого более чем достаточно для свободного перемещения взрослого с детской коляской.
8.
НЕ ПЛАТИТЬ ЗА РАЗБИТЫЙ ТОВАР (В НЕКОТОРЫХ СЛУЧАЯХ).
До того как покупатель заплатил за товар, тот считается собственностью магазина. Соответственно, если что-то упало и повредилось по вине покупателя, он, по идее, должен за эту вещь заплатить. Но только в том случае, если было доказано, что это сделано умышленно и специально!
Если
же повреждение товара произошло по вине продавца, оплачивать товар не нужно.
В каких именно ситуациях правда на вашей стороне? Если в зале:
- слишком узкие проходы между стеллажами;
- товары разложены неустойчиво, так, что их легко задеть и уронить;
- в магазине мокрый пол, а об этом не предупредили;
- кассир слишком резко запустил ленту с товарами, отчего они упали.
В этом случае покупатель не может быть виноват в порче имущества магазина, а значит, и оплачивать ущерб он тоже не должен! Если же злой умысел был (кто-то специально бросил или сломал товар), а также посетитель демонстрировал поведение, нарушающее порядок в общественном месте (размахивал руками, бегал, дрался), то придется возместить магазину нанесенный ущерб.
Более подробно этот вопрос описан в нашей статье.
9.
ФОТОГРАФИРОВАТЬ ТОВАРЫ В МАГАЗИНЕ.
Иногда администрация магазина запрещает съемку в торговом зале. Если покупатель пытается сфотографировать витрину или упаковку товара, его просят не делать этого и даже выгоняют из магазина. Но подобные ограничения незаконны! Поиск, получение и распространение информации любым способом, не противоречащим законодательству, – это право гражданина, закрепленное в Конституции РФ (ст. 29). Так как данные о расположении, этикетке и стоимости товара не относятся к разряду государственной или коммерческой тайны, вы имеете право фотографировать и полки, и упаковки.
10.
НЕ ПОЗВОЛИТЬ ОХРАННИКУ ДОСМАТРИВАТЬ ВАС И ВАШИ ЛИЧНЫЕ ВЕЩИ.
Если у охранника магазина возникают сомнения относительно покупателя, он просит показать личные вещи или даже пытается провести досмотр. Однако право на это имеют только сотрудники полиции! Да и то лишь в том случае, если на то есть основания: сработала защитная система, камеры зафиксировали факт кражи и так далее. Охранник не имеет права требовать показать содержимое сумки. Но он может задержать покупателя до приезда полиции.
И
самое главное, о чем нужно помнить: не стесняйтесь отстаивать свои права и
требовать то, что вам разрешено законом! Культура торговли постепенно
повышается, но нарушения еще встречаются. И чем чаще люди будут добиваться
справедливости, тем быстрее продавцы научатся соблюдать законы.
Материал
с сайта: https://rskrf.ru/
Комментариев нет:
Отправить комментарий